БГУ
Союз студентов
Социальные сети

Блог

Главное – настроить внутренний метроном

В НИУ «БелГУ» прошёл мастер-класс для начинающих поэтов. Азы поэтического мастерства для студентов и сотрудников университета представила член Союза российских писателей Лана Яснова (доктор филологических наук, профессор кафедры филологии НИУ «БелГУ» С.А. Кошарная).

«Есть мнение, что поэтом можно только родиться, – с таких слов начала литературную встречу Светлана Алексеевна. – Понятно, что нужна некая предрасположенность. Но даже композитор или художник прежде всего познаёт азы».

Чтобы писать песни, нужно изучить ноты. Поэтому первый литературный мастер-класс, организованный университетским pen-клубом, был посвящён именно этой теме – основным правилам, советам и распространённым ошибкам, которые начинающие поэты часто упускают из виду.

И первое, что отметила Лана Яснова – это то, что поэзия вырастает из музыки. Для поэта важна ритмика, акцент.

«От знания названий «ямб», «хорей», «дактиль», «амфибрахий» ничего не изменится, – отметила Светлана Алексеевна. – Главное – это настроить внутренний метроном».

В игру здесь вступают чёткие правила. Рифмуемые строки стихотворения должны быть одной длины (иметь одинаковое количество слогов). А если строфа выглядит так: 13,13,13,11 (по количеству слогов в строке), – то и последующие строфы должны выглядеть так же – содержать то же количество слогов.

«Содержание зависит от автора, я о нём сейчас не говорю, – подчеркнула Светлана Алексеевна, – но форма должна быть выдержана. Пытайтесь всегда пропеть свои стихи».

Естественно, от любого правила можно отступиться. Но нужно освоить размеры, прежде чем переходить к таким приёмам, как, например, пиррихий (пропуск ударного слога, который ожидается согласно размеру, а вместо него употребляется безударный слог. Например, вместо стопы 1 неударный+ ударный в ямбе употребляется 1 неударный + 1 неударный). Поэтесса посоветовала отбивать чёткий ритм и петь стихи, исправляя те места, на которых спотыкается читающий.

Ещё одним важным моментом стало использование женской (вОля/дОля) и мужской (лунА/пенАл) рифмы. Если при использовании первой ещё возможны вариации, то мужская рифма – самая чёткая. Например, если перед гласной используется мягкая согласная, то в рифмуемом слове должно быть так же. Например, стёк/сток – уже нечёткая рифма, так как «т» – твёрдая.

На рифмы вообще стоит обращать внимание в первую очередь: они соединяют всё вместе.  Однако стоит помнить, что не всегда точные рифмы – лучшие, так как зачастую они – банальны.

«То, что мог позволить себе Пушкин, мы позволить себе уже не можем», – пояснила Светлана Алексеевна и представила внушительный список избитых рифм (см. фото).

Впрочем, одна-две банальные рифмы допустимы. Но весь текст строить на этом, по мнению поэтессы, нельзя. Предостерегла Светлана Алексеевна начинающих поэтов и от однокоренных рифм (ходить/уходить, час/сейчас).

Интересной стала тема «некрасивых» слов. Известно, что и Пушкин, и Есенин писали стихи с нецензурной лексикой. Многие поэты ссылаются на них, но, как отметила Светлана Алексеевна, Пушкин не планировал издавать эти произведения. В то время как молодёжь иногда любит эпатировать такой лексикой, а поэзии как таковой на свет и не появляется.

К «некрасивым» поэтесса отнесла также слова-паразиты, стилистически неуместные слова и слова-прокладки (те, лишь, же, вот, ну, уж). Последние часто появляются, когда не хватает одного слога в строке, а на смысл фразы никак не влияют. В этом случае строку надо исправлять.

«Стихотворение – это всегда работа, – заметила Светлана Алексеевна. – Это ваш текст и кому, как не вам, над ним работать».

Здесь поэтесса отметила сотрудничество с редактором, который, внося свои правки перед публикацией стихотворения, вовсе не умаляет достоинство автора. Хороший редактор, по её словам, это всегда отличный помощник, к которому стоит прислушиваться.

«Спасением» от слов-паразитов, прокладок и просто неуместных выражений становятся словари. Особенно – словарь синонимов, который, по мнению Светланы Алексеевны, должен быть у каждого пишущего.

«Вы только начинаете читать список синонимов, и вот это слово в вас выстреливает – эврика!» – рассказала поэтесса.

Отдельно Светлана Алексеевна отметила использование устаревших слов, которые часто неуместны, особенно, в большом количестве. Она упомянула слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. И те, и другие часто приводят к комическому эффекту, в то время как автор вкладывал серьёзный смысл в своё произведение. Поговорили и об излишнем пафосе и помпезности речи.

«Нужно учиться у классиков. Ведь те же ветераны, поэты времён войны писали о ней просто… А читаешь – и хочется плакать», – сказала Светлана Алексеевна, зачитав строки из известного стихотворения Константина Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…».

Грамотность тоже стала темой для обсуждения. Отсутствие запятых может запутать даже самого внимательного читателя. Не стоит допускать и лексических ошибок: чтобы слова значили то, что имел в виду автор, стоит сверяться со словарём.

К распространённым ошибкам новичков Светлана Алексеевна отнесла также неудачные инверсии, некрасивые сочетания букв – много гласных или согласных подряд. Здесь она обратилась к правилу «восходящей звучности», говоря о сочетании согласных (от глухого к звонкой, сонорной и до гласной, от наименее звучной, к наиболее звучной).

Прощаясь с участниками встречи, Светлана Алексеевна отметила, что всё это – азы, которые важно держать в уме. Использовать неточные и приблизительные рифмы, экспериментировать со стилями и формами можно, но только имея за плечами большой опыт. Только тогда, когда читатель почувствует, что вы не ошиблись, а намеренно применили тот или иной приём.

Завершила мастер-класс Лана Яснова несколькими интересными упражнениями на «развитие творческой мысли». Если вы даже не начинающий автор, наверняка вам пригодятся эти задания.

  1. Возьмите ритмический рисунок любого известного стихотворения и напишите, основываясь на нём, своё собственное – с теми же акцентами.
  2. Возьмите четверть любого текста (страницы) и придумайте по несколько рифм к каждому слову. Интересные отложите для будущих работ.
  3. Напишите на одних бумажках несколько существительных, на других – прилагательные. Сложите вместе наугад. Интересные сочетания можно использовать в ваших будущих стихотворениях.
  4. Возьмите эпиграфом любую строку из другого произведения и напишите к ней свой стих.

Екатерина Николаичева,
фото автора

Оцените этот материал:
Комментариев нет

Оставьте комментарий