БГУ
Союз студентов
Социальные сети

Блог

Традиции и обычаи: связь поколений

Традициям и обычаям престольных праздников, в числе которых Покров Пресвятой Богородицы было посвящено  мероприятие в Центре межкультурной коммуникации НИУ «БелГУ».

 Его организовали преподаватели и студенты факультета дошкольного, начального и специального образования Педагогического института. В мероприятии приняли участие члены ассоциации выпускников, преподаватели, российские  студенты  и студенты иностранных землячеств НИУ «БелГУ»

Заместитель декана по социально-воспитательной работе института Наталья Михайловна Ильенко рассказала о том,  что значили престольные праздники для наших предков, в честь какого события была написана икона  Покрова. Также  студенты познакомились с некоторыми храмами Покрова в  Белгородской области.

Доцент кафедры теории, педагогики и методики начального образования и изобразительного искусства, член Союза художников Валерия Олеговна Фёдорова уделила внимание монументальной росписи храмов, которую используют в оформлении интерьеров и экстерьеров (фасадов) зданий.

Валерия Олеговна в составе бригады художников под руководством А.С. Работного участвовала в росписи храмов. Она рассказала о росписи  храмов и соборов Белгородской области: Преображенского  кафедрального собора (г. Губкин), Преображенского  кафедрального собора. (г. Белгород), Храма Апостолов Петра и Павла (пос. Прохоровка, Белгородской обл.), . Храма  иконы Донской Божией Матери (с. Холки, Белгородская обл.), Крестовоздвиженского храма ( г. Белгород ) и других.

– Если в прошлом веке верующий человек – это, в основном, крестьянин, то сегодня – это чаще горожанин, человек культуры и искусства. Это образованный человек, понимающий, что без  возрождения духовной составляющей народа, невозможно формирование стойких нравственных позиций, возрождение и сохранение культуры, родного языка, знания  и понимания истории, обеспечение полноценного патриотического воспитания, – отметила она.

Она рассказала о законах перспективы в реалистичной живописи, о каноне, на который опираются художники в иконописи.

Валерия Олеговна познакомила присутствующих с росписью Преображенского  кафедрального  собора в городе  Белгороде, с сюжетом, посвященным Покрову  Пресвятой Богородицы.

Студенты факультета Марина Шатохина  и Елизавета Затолокина отметили, что очень важно применять этнокультуроведческий подход уже в воспитании младших школьников. Студентки анализировали  программный материал по литературному чтению,  отметив, что в учебниках редко встречаются художественные  произведения, в которых упоминается о православных праздниках и традициях. Они отметили, как важно приобщать детей к русским традициям и обычаям во внеурочной деятельности  через организацию фольклорных праздников и  мероприятий.

Наталья Михайловна Ильенко продемонстрировала видеофрагменты престольного праздника Покрова Пресвятой Богородицы, который состоялся в нынешнем году в селе Тростенец Новооскольского района, где ей посчастливилось побывать.

Праздник Покрова долгое время воспринимался как «встреча осени с зимой», связывался с циклом сезонных работ по хозяйству. К началу октября завершались полевые работы, загонялся в стойла скот. Свободного времени становилось больше, приходило время свадеб и гуляний.  На Покров старались утеплить дом и навести порядок. При этом приговаривали: «Не утеплишь дом до Покрова — всю зиму будешь мерзнуть».

В праздник жгли засохшие ветки яблонь, так как считалось, что,  они обеспечат тепло в доме на всю зиму, да и следующий год будет урожайным.

Наталья Михайловна рассказала о том, как раньше в деревнях танцевали целыми улицами, какие песни исполняли.  Присутствующие познакомились с элементами женского народного костюма, который имел свои особенности в каждой возрастной группе.

Участники мероприятия увидели народную куклу-оберег с яблочком внутри, которую девушки делали в праздник Покрова. Особое внимание было уделено пословицам, поговоркам и приметам, связанным с этим праздником.

Этнокультуроведческий компонент позволяет осуществить связь поколений, укрепить национальный дух, воспитать патриотические чувства, этнокультурную идентификацию. Иностранные студенты узнали больше о культуре русского народа и о красоте народных обрядов.

 

Информация предоставлена факультетом дошкольного,
начального и специального образования Педагогического института

Оцените этот материал:
Предыдущая запись
Следующая запись
Комментариев нет

Оставьте комментарий