БГУ
Союз студентов
Социальные сети

Блог

Революция, которая потрясла мир

В эссе о революции Ани Галшоян, студентки  Юридического института, есть такие строки: «Впервые о Великой Октябрьской социалистической революции я услышала от прадеда по линии отца. Он считал революцию неизбежной; говорил, что главная ошибка социал-демократов и других партий в том, что они не были готовы найти формы и методы движения страны по пути модернизации»…

Ани пишет, что, будучи маленьким ребёнком, не совсем понимала, о чём говорил прадед. А сейчас уверена: о событиях, которые произошли в октябре 1917 года, думают многие. И молодые люди в том числе. Да, с тех пор прошло сто лет. Но это наша история. Поэтому мы снова и снова дискутируем о причинах революции, её последствиях. Предлагаем взглянуть на это событие ещё раз, посмотрев киноленты разных эпох.

1938 год
Страна: СССР
Жанр: Исторический

Великое зарево

Действие фильма происходит в 1917 году. Продолжается мировая война. Солдаты хотят мира, но Временное правительство отправляет всё новые эшелоны с пополнением на германский фронт. Фронтовики направляют своих делегатов  в Петроград с деньгами, собранными для поддержки газеты «Правда». Их принимает Сталин, которому они рассказывают о положении на фронте. Ленин призывает к вооружённому восстанию. Временное правительство расстреливает мирную демонстрацию, в её рядах оказываются и фронтовики-делегаты. 25 октября 1917 раздаётся залп с крейсера «Аврора». Над городом встаёт Великое зарево.

1938 год
Страна: СССР
Жанр: драма, исторический

Выборгская сторона

Это третий фильм кинотрилогии («Юность Максима», «Возвращение Максима», «Выборгская сторона»). Он рассказывает о первом годе жизни в Петрограде после революции 1917 года. Закаленный в боях большевик Максим назначается комиссаром Государственного банка. Его чиновники вступают на путь саботажа, рвут и прячут важные документы. С немногочисленным коллективом единомышленников Максиму удаётся навести порядок в делах банка и поставить свою подпись под первой сметой доходов и расходов Советского государства.

1958 год
Страна: СССР
Жанр: драма, историко-революционный

В дни октября

Фильм снят по книге Джона Рида «Десять дней, которые потрясли мир». Снятый в условиях «оттепели», он впервые вывел на киноэкран образы таких запрещённых фигур революции, как Григорий Зиновьев, Лев Каменев и Лев Троцкий. В 1968 году фильм был «подготовлен к повторному показу», в чёрно-белом варианте, с элементами перемонтажа.
Осенью 1917 года в Петроград нелегально возвращается Ленин. На Невском буржуазия вовсю ругает «немецких шпионов», в Мариинском дворце вездесущий американский журналист Джон Рид допрашивает руководителей предпарламента и временного правительства о судьбах России. Они наперебой уверяют его в крепости своих позиций, но тем временем на рабочих окраинах красногвардейцы и солдаты уже готовятся скидывать «временных».
И наконец – актовый зал Смольного. Он заполнен до отказа, на трибуне Ленин: «Социалистическая революция, о необходимости которой постоянно говорили большевики, совершилась!»

1988 год
Страна: СССР и Мексика
Жанр: художественный

Эсперанса

Гражданская война 1917 года вносит разлад в семью дворян Ольховских. Глава семьи — врач Алексей Ольховский — сочувствует большевикам, его дочь Тамара — комиссар Красной Армии, брат Анатолий — эсер, младший сын Владимир с первой волной эмиграции покидает Россию и волею судеб остаётся в Мексике навсегда. В новой стране он находит настоящую любовь, наполовину мексиканку, наполовину ирландку Каталину, с которой вместе живёт до самой старости.

1927 год
Страна: СССР
Жанр: художественный

Конец Санкт-Петербурга

Художественный чёрно-белый немой фильм «Конец Санкт-Петербурга» был снят почти сто лет назад — в 1927 году одним из первых советских режиссеров Всеволодом Пудовкиным. Это вторая часть историко-революционной трилогии, в которую также вошли фильмы «Мать» и «Потомок Чингисхана». Лирическая эпопея показывает одного крестьянского парня в центре эпохальных событий 1913 — 1917 годов: Первой мировой, Февральской и Октябрьской революций.

Этому парню, приехавшему из деревни в город Санкт-Петербург, ни режиссеры, ни драматург и сценарист не дали имени, подразумевая, что за образом отдельного человека угадывается весь простой люд, в котором все равны. Он устраивается на завод, где по глупости своей «сдаёт» зачинщика рабочей забастовки. В попытке добиться справедливости парень оказывается в кутузке, а затем — на фронте, где знакомится с большевиками и их идеологией.

Кино давно утратило идеологическую ценность, но представляет собой несомненный шедевр киноискусства начала прошлого века, имеющий большую значимость для немой советской кинематографии. Большая часть киноленты была снята на зафиксированную камеру. Не имея возможности передавать атмосферу и эмоции с помощью звуков, создатели делали максимальный акцент на выразительности каждого мгновения, каждого образа, каждой декорации. Лента получилась композиционно выверенной в каждом своём кадре, не содержащем ни одной лишней детали. Всё сделано настолько достоверно и пронзительно, что некоторые сцены ещё долго будут стоять перед глазами у тех, кто решит смотреть фильм онлайн в хорошем качестве.

Кино будет интересно не только любителям старого кинематографа, но и любителям истории как таковой. «Конец Санкт-Петербурга» можно сравнить с посещением исторического музея — настолько атмосферно и аутентично всё сделано. Персонажи, типажи, костюмы — как будто сошли с кадров кинохроники — всё отвечает духу того времени. Пропаганда — неизменный атрибут всех видов советского искусства, тоже может рассматриваться с точки зрения истории: куда же без неё, когда советская власть наконец-то прочно укрепилась на правящих позициях.

Александра Морозова и Анна Иванова

Оцените этот материал:
Предыдущая запись
Следующая запись
Комментариев нет

Оставьте комментарий