БГУ
Союз студентов
Социальные сети

Блог

Жемчужина Севера

В 140 километрах от Северного Ледовитого океана, в тупике Северной железной дороги, живёт маленький шахтёрский город – Воркута. В переводе с ненецкого языка его имя означает «Медвежий угол». Но я, прожив там много лет, могу сказать, что никакой это не медвежий угол, а самый настоящий оазис в снежной пустыне.

Город, чьё имя отзывается ностальгической нотой в моей душе, имеет горькую историю основания и существования на первых годах своей жизни. Угольное месторождение в северных широтах. Будучи нужным государству лишь как место добычи угля, будущий город превратился в ссыльное место, в печально известный Воркутлаг. Именно заключённые заложили доски и забили первый гвоздь в основание посёлка-рудника в 1931 году. Взвалили на себя нелёгкий труд – не только добычу угля, но возведение города в условиях вечной мерзлоты и ужесточённого политического режима. И да, ценой собственной жизни. Не зря выражение «город на костях» живёт и в современной Воркуте.

Жители города хорошо помнят и чтут историю своего края. У многих бабушки и дедушки как раз были теми самыми горняками и строителями Воркуты и в дни Великой Отечественной войны не жалели сил для увеличения добычи угля, работали под лозунгом: «Всё для фронта, всё для Победы!». Газета «Ленинградская правда» писала: «Уголь Воркуты дорог нам не только как топливо, но и как знак любви». Ведь многие оборонные заводы страны ковали оружие Победы именно на воркутинском угле.

Я прикоснулась к страницам истории любимого города в восьмилетнем возрасте, во время запланированного посещения дружным классом краеведческого музея. На пожелтевших потёртых снимках вместо Дворца культуры и окрашенных в яркие цвета пятиэтажек я увидела болотистую местность, землянки, ветхие доски, по которым проходили, держась за руки, люди, познавшие все круги ада сталинских репрессий – первые воркутинцы. А вот снимок начала строительства рудника: насыпи угольной породы, рядом – трое мужчин с лопатами. Вот и весь город.

Спустя семь лет,  уже будучи не просто любознательным подростком, но и начинающим журналистом, в архивах я отыскала имена и работы тех, кто чуть позднее был представителем официальной прессы, и тех, кто остался «за кадром» как поэзии, так и журналистики. Стихи и проза о холодной лагерной жизни, объединённые в альманахе  «Под полярной звездой».  У его истоков стояли В. Кузнецов, А.С.Клейн, Г.М. Литинский, И. Михайлов,
Н.И. Башлыков. Выпуском именно этого сборника завершается «первая волна» первого периода литературной жизни Воркуты. Также в это время появляется первая газета «Заполярная кочегарка», которая существует и по сегодняшний день, нося имя  «Заполярье». Удивляюсь, ведь не только силу духа, но и вдохновение, тягу к творчеству не потеряли – невероятно сильные люди! Гулаговская культурная столица.

Прошло много лет. Воркута так и осталась городом, специализирующимся  на угледобывающей промышленности. И самый крупный массовый праздник у нас – не Новый год, а День шахтёра. И так, я думаю, будет всегда. Ведь у людей, 80 процентов которых трудятся по  графику сутки через двое, по 12 часов под землей, – праздника роднее быть не может.

Второй по масштабу праздник – День оленевода. Из тундры вертолётом доставляют и животных, и их владельцев – коренных жителей тундры – ненцев. В программе праздника – обязательные забеги, и происходят они не где-нибудь, а на центральной улице города.  Вспоминаю… Стоят воркутинцы вдоль центральной улицы Ленина, ногами притопывают, руки растирают, а ставки на лучший забег всё равно делают. Мороз азарту не помеха.

В памяти осталась спартакиада народов Севера. В 1999 году администрация нашего города стала инициатором создания спортивного проекта, цель которого – повысить качество спортивных соревнований и вывести их на республиканский уровень. Министерство спорта России проект одобрило. И с тех пор гостеприимная Воркута встречает на  «Заполярные игры» гостей со всей республики Коми. Двери главного спортивного комплекса города «Олимп» открыты с раннего утра до позднего вечера. Жители Воркуты идут поддерживать на соревнованиях в одиннадцати видах спорта и ухтинцев, и воркутинцев, и интинцев, и печорцев – неважно кого. Главное – поддержать. Наш город, население которого не доходит до шестидесяти тысяч, – очень дружный. Город с регулярными метелями и низкой температурой – самый тёплый. Город, возведённый на снежной равнине, закованной в бесконечные подземные льды, – ныне успешный и процветающий.

Недавно я переехала в другой город: с другими традициями, темпом и укладом жизни. Но каждый раз возвращаясь домой, я с волнением выглядываю из окна поезда: где-то здесь, совсем рядом, живёт настоящее волшебство. Мой сказочный город-герой на 67 параллели, о котором я точно буду рассказывать детям на ночь. Невероятное северное сияние; такое низкое небо, что звёзды можно собрать в рукава шубы, искрящийся снег (ну и что, что им можно любоваться аж до мая).  Добрые и бескорыстные сердца жителей – покорят любого. Как когда-то покорили меня. Сходя на перрон, я жадно втягиваю в себя морозный воздух…И чувствую, что я – дома. Моя Северная Жемчужина, я вернулась.

Мария Кузьменкова
Фото из открытых источников

Оцените этот материал:
Комментариев нет

Оставьте комментарий